Top.Mail.Ru
Как меняется рынок вакансий в России: от операторов до специалистов по обучению искусственного интеллекта — АктивБизнесКонсалт — сайт HR
Как меняется рынок вакансий в России: от операторов до специалистов по обучению искусственного интеллекта

Цифровизация и пандемия подвинули будущее рынка труда на десяток лет вперед. Мы оказались в новой реальности: старые инструменты работают не так эффективно, как раньше, а некоторые совсем не работают. Большинство компаний пришли к тому, что у них нет вариантов не развивать цифровые компетенции.

О том, как меняется рынок труда и куда он движется, разбираемся в статье.

Цифровизация рынка вакансий

Коронавирус усилил процессы цифровизации, которые во многих, особенно крупных компаниях, уже были запущены. Главной задачей для работодателей на время пандемии стало настроить работу «из дома» не менее эффективно, чем в офисе, и облегчить коммуникации сотрудников друг с другом. Главными помощниками в этом стали программы управления проектами Trello, JiRA и RedMine, а также тайм-трекинги CrocoTime и StaffCounter.

В докладе «Будущее рабочих мест», опубликованном Всемирным экономическим форумом (ВЭФ), говорится, что в перспективе 76,9% компаний по всему миру готовы остаться на дистанционном режиме работы. В России это значение близко к 80%. Первой крупной компанией США, объявившей о полном переходе на «удаленку», стала Twitter. В России ее примеру последовал «Магнит» и РБК. На неопределенный срок остались работать удаленно Ситимобил, QIWI, Яндекс и Mail.Ru Group.

Специалисты сходятся во мнении, что в ближайшем будущем спад в темпах цифровизации не произойдет. Скорость внедрения технологий останется на нынешнем уровне, а в некоторых отраслях даже усилится.

Кого искали 5 лет назад, и кто востребован сегодня

Еще 5 лет назад, в 2016-2017 годах, работодатели активно искали менеджеров по продажам и персоналу, операторов, продавцов–консультантов, маркетологов и секретарей. Сегодня на пике популярности IT-специалисты. За 10 лет число вакансий в сфере IT на HeadHunter увеличилось на 476%.

Популярностью у работодателей также пользуются дизайнеры, маркетологи, педагоги, финансовые аналитики, психологи, психотерапевты и инженеры. Из-за пандемии резко возрос спрос на специалистов с медицинским и фармацевтическим образованием. Также рынок по-прежнему нуждается в рабочих специальностях: курьерах, диспетчерах, строителях, водителях.  

Что ждет рынок завтра

Исследование ВЭФ показало, что к 2025 году в результате развития технологий 85 млн сотрудников лишатся работы. Однако к этому времени будет создано 97 млн новых рабочих мест. Речь идет о вакансиях в таких сферах, как искусственный интеллект и облачные технологии. 

Наименее востребованы, по мнению экспертов, будут бухгалтеры, секретари и наборщики данных. Под сокращение также могут попасть торговые представители, юристы, механики и ремонтники.

Перспективное будущее, отмечают эксперты, ждет соискателей из финтеха[1]. Это высококвалифицированные специалисты по искусственному интеллекту, машинному обучению и Big Data.

Чему учиться, чтобы быть востребованным

Рынок труда меняется с огромной скоростью. Профессии будущего эволюционируют из уже существующих. На стыке дисциплин возникают новые специальности, которые дополняют или заменяют имеющиеся. Сегодняшние smm-щики — это вчерашние журналисты, пиарщики, филологи. А профориентологи — люди с классическим психологическим образованием.

Поэтому важно не столько выбрать специальность, сколько найти правильный профессиональный коридор, внутри которого можно двигаться, искать, наращивать компетенции. 

При этом нельзя забывать о социальных и личностных навыках. В будущем все профессии, которые можно роботизировать, вероятно, исчезнут. Но креатив, гибкость, изобретательность, умение принимать решения в условиях многозадачности и талант чувствовать клиента неподвластны машине, какой бы прогрессивной она не была.


[1] Финансовые технологии


Читайте также

Новые вакансии
Все вакансии
Специалист по работе с клиентами
от 40 100 рублей
г. Орел
20 июня
Специалист колл-центра
от 40 100 рублей

Проводить телефонные переговоры с клиентами: исходящие и входящие звонки
Помогать клиентам, проводить консультации. Но ничего не продавать!
Вносить информацию в базу данных

г. Орел
20 июня
Руководитель направления продаж

Контролировать работу отдела продаж, распределять задачи, расстанавливать приоритеты и контролировать выполнение поставленных задач
Проводить регулярные встречи с отделом продаж
Подготавливать ежедневные, еженедельные, ежемесячные, квартальные и годовые отчеты по продажам
Участвовать в подборе, обучении и адаптации сотрудников направления продаж
Привлекать новых клиентов
Выполнять личные планы продаж (квартальные, годовые) в соответствии с бизнес-планом компании
Выявлять потребности клиентов, презентовать продукты компании, вести коммерческие переговоры с клиентами
Выстраивать длительные деловые связи со всеми клиентами
Согласовывать коммерческие условия, согласовывать и подписывать договора с клиентами/партнерами
Искать и развивать новые каналы продаж
Участвовать в профильных конференциях и форумах, организовывать и проводить вебинары

г. Орел
20 июня